Илья Федотов-Федоров

Человек разумный одинокий.

HOMO SAPIENS SOLITARIUS

13.03.2015-19.04.2015

Московский музей современного искусства, Школа современного искусства «Свободные мастерские» и Галерея «Фрагмент» представляют в рамках программы «Дебют» выставку Ильи Федотова-Фёдорова «Человек разумный одинокий. Homo sapiens solitarius». В экспозицию войдут графика, объекты, инсталляции, фотографии, объединенные темой био-арта, а также аудиоинсталляция, созданная музыкантом Inc.Replica, вдохновившимся работами художника.

«Человек разумный одинокий» – проект метафизической антропологии. Прозвучавшая у Джона Фаулза в «Волхве» фраза о том, что «западный homo sapiens превратится в homo solitarius», находит свое подтверждение в нашем стремительно развивающемся, насыщенном симулякрами веке.

Процессы глобализации, быстрое распространение интернета, разрастающиеся мегаполисы предоставили человеку новые возможности для развития, объединили беспроводными сетями людей в тематические сообщества. Многочисленный выбор, всё большее дробление на различные подгруппы – всё это обособляет человека, делает его одиноким. Виртуальная коммуникация почти полностью вытеснила физическую, упростив механизм передачи данных. Человек оказывается наедине со своими проблемами в обезличенной толпе «юзеров». В то же время, являясь частью других обширных систем (таких, как общество, государство), каждый отдельный индивид представляет собой самостоятельную систему процессов – биологических, социальных, философских.

Выставочный проект «Человек разумный одинокий» представляет собой анализ взаимоотношений человека с самим собой и с окружающим миром. При этом художник зачастую использует иносказания и метафоры и обращается к образам животных – муравьёв и аквариумных рыбок, а также увлекается эстетикой и эфемерностью ботанических процессов. Жизни мегаполиса и муравейника имеют общие принципы существования и выживания, а изящный гербарий мифических растений на поверку оказывается осколками инсталляции, уцелевшими после акта вандализма.

Выставка состоит из трех зон, первая из которых посвящена самоощущению человека в мире, заведомо враждебном, посягающем на личное пространство человека. Вторая представляет собой гибрид Лаборатории и Кунсткамеры, наполненных предметами изысканий, апеллирующая к рациональному. Третья олицетворяет собой зону тех глубинных процессов, которые можно рассмотреть лишь через микроскоп, тем самым, сделав шаг на пути раскрытия их внутренней сути.

Проект Ильи Федотова-Фёдорова «Человек разумный одинокий» направлен на пробуждение двух эмоциональных состояний: одиночества в вакууме и, наоборот, принадлежности к окружающему миру и осознания себя частью целого.

Скачать каталог выставки

Куратор: Мария Булатова
Даты проведения: 13 марта – 19 апреля 2015
Место проведения: Mосковский музей современного искусства (ММОМА), Москва, Гоголевский бульвар, 10

О художнике

Родился 18 июля 1988 г. в Москве. Исследует природу как универсальный язык коммуникации между людьми и культурами. Учился в Школе современного искусства «Свободные мастерские» и в Институте проблем современного искусства в Москве. Работы Ильи Федотова-Федорова находятся в коллекциях Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Московского музея современного искусства, Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА» и в частных коллекциях.

Ilya Fedotov-Fedorov

Homo sapiens solitarius

13.03.2015-19.04.2015

Moscow Museum of Modern Art, School of Contemporary Art Free Workshops and Fragment Gallery present the Homo sapiens solitariusexhibition by Ilya Fedotov-Fedorov as part of the Debut exhibition program. The exhibition contains prints, objects, installations, photos, united by the theme of bioart, as well as audio installations, created by Inc.Replica, inspired by the artist’s works.

The Homo sapiens solitarius is a project of metaphysical anthropology. John Fowles has written in the Magus novel that “Western homo sapiens will become homo solitarius”. The idea is confirmed in this fast-paced century, full of simulacra.

Globalization processes, rapid spread of the Internet, growing megacities provide the man with new opportunities for development, combine people in theme communities by means of wireless networks. Multiple choice and fragmentation into different subgroups make the man isolated, lonely. Virtual communication almost entirely replaces physical one, simplifying the data transfer mechanism. The man is alone with his problems in the impersonal crowd of users. As part of other large systems, i.e. a society, a state, each individual is an independent system of biological, social, philosophical processes.

The Homo sapiens solitarius exhibition project is an analysis of the relationship between the man and himself, the man and the outside world. The artist often uses allegories and metaphors, refers to the images of animals, i.e. ants and aquarium fish. He is also interested in the aesthetics and ephemerality of botanical processes. The life of the megacity and the anthill has general principles of existence and survival. An elegant herbarium of mythical plants turns out to be fragments of the installation, survived the vandalism.

The exhibition includes three zones. The first one is devoted to the sense of self in the world, which is hostile, infringing on personal space of the man. The second one is a mix of the lab and the cabinet of curiosities, full of objects of the research, appealing to the rational. The third one represents the area of the underlying processes, which can be seen only through a microscope. Thus, one can take a step towards disclosure of their inner essence.

The Homo sapiens solitarius project by Ilya Fedotov-Fedorov aims at awakening two emotional states, i.e. loneliness in the vacuum and, vice versa, belonging to the outside world and awareness of oneself to be part of the whole.

Download exhibition catalogue

Curated by: Maria Bulatova
Date: March 13 – April 19, 2015
Venue: Moscow Museum of Modern Art (MMOMA), 10 Gogolevsky Blvd

About artist

Born in 1988. Lives and works at Moscow. Ilya Fedotov-Fedorov studied genetics (bioengineering) and philology in Moscow. Since his academic studies Ilya has been interested in art and actively worked with sketches and ideas for his future works. Ilya Fedotov-Fedorov working with the topic of nature and culture interactions. He understands nature as an universal language that everyone can understand. Nevertheless, in each culture there is a small proportion of unique aspects that are connected with nature or with peculiar biological species. These issues form the exact subject of artist’s professional interest. Ilya makes installations examining biological processes and using such biological materials as images of ants and anthills, entomological collections and cell structures.